Как написать сценарий для видеоурока
Несколько рекомендаций для экспертов и преподавателей, которые позволят быстрее подготовить сценарий для съемки вашего урока
Описание урока
Начините с описания урока — как он называется, о чем он.

Название урока должно быть коротким и отражать основную тему урока. Не стоит перечислять все темы, найдите один-два самых важных тезиса, общих для всех подтем.

Пропишите цели урока для слушателя. Что сможет делать слушатель по итогу занятия? Начинайте с глагола, например:
  • создавать приложения на Python;
  • понимать принципы квантовой физики;
  • знать первый закон Менделя;
  • работать в Photoshop.

Составьте план урока. Из каких блоков состоит урок, какие темы будут рассмотрены? Опишите верхнеуровневые темы — такие, из которых можно делать заголовки. Можете сделать таблицу из двух колонок — заголовок и комментарии. Во второй колонке можно указать дополнительные комментарии для себя: пометить важные мысли, перечислить основные пункты и цели блока, — чтобы потом было проще работать над текстом.
Текст урока
Стиль и содержание
  • Пишите текст в разговорном стиле, помните, что именно он будет произнесен на видео.
❌ На восьмом занятии курса мы поставили своей основной целью ознакомить аудиторию с материалом по ранее озвученной теме, имеющим практическое значение

✅ Сегодня мы разберем, зачем это нужно и как применять на практике
  • Избегайте длинных предложений и сложных конструкций: их трудно проговаривать и еще труднее воспринимать на слух. Старайтесь ограничиваться предложениями до 15−20 слов.
❌ В связи с тем, что технология активно развивается и требует постоянного мониторинга, рекомендуется осуществлять проверку параметров регулярно.

✅ Технология быстро развивается. Проверяйте параметры регулярно.
  • Поддерживайте профессиональный тон, но избегайте излишней академичности. Используйте термины и аббревиатуры, понятные аудитории; если нужно использовать незнакомый термин — объясните его кратко и доступно. Если тема слишком сложная, можно дать приближенное объяснение, отметив, что оно не строго академично, но дает общее понимание.
❌ Следует рассматривать данный феномен в контексте историко-культурной ретроспективы

✅ Давайте посмотрим, как этот процесс развивался и что это значит для нас сегодня
  • Следите за вводными словами. Избегайте конструкций вроде: «следует отметить», «таким образом», «в итоге», «далее», «необходимо». Чаще всего их можно удалить без потери смысла. Но поскольку текст остаётся разговорным, часть вводных можно оставить для естественности речи — соблюдайте баланс.
❌ Следует отметить, что данный процесс в итоге приводит к улучшению

✅ Процесс приводит к улучшению
  • Приводите примеры. Теория лучше усваивается, если ее подкреплять примерами, кейсами или метафорами. Представляйте аудиторию урока и опирайтесь на опыт среднего слушателя.
❌ Этот метод хорошо работает в практике

✅ Например, компания X использовала этот метод и сократила время обработки данных на 30%
Структура урока
  • Не забывайте о введении и итогах. В начале урока поприветствуйте зрителя, обозначьте тему и перечислите основные вопросы. Если это первое ваше занятие на курсе — представьтесь и расскажите о себе пару слов. В конце подведите итоги: опишите, какие знания и умения должен был получить слушатель, что можно попробовать сделать самостоятельно или над чем стоит подумать перед следующим занятием. Завершите урок дружелюбной концовкой, например поблагодарите за внимание.


  • Структурируйте текст по заранее составленному плану. Используйте заголовки: даже если они не будут озвучиваться, они пригодятся при создании графики.


  • Сохраняйте равномерный темп речи. Разбавляйте сложные фрагменты более простыми объяснениями и примерами, делайте паузы для промежуточных итогов или обращений к слушателям.
Формат и объем
  • Ограничивайте объем. Стандартная длительность видеоурока — 10−20 минут, или 2−4 страницы текста. Такие видео не теряют внимания зрителей, но позволяют подробно развернуть тему.


  • Онлайн-уроки отличаются от классических лекций: они более плотные и не предполагают взаимодействия с аудиторией и доской. Материал лекции на 1−2 академических часа обычно удается уложить в 20-минутный видеоролик, особенно если его дополняют конспекты или тесты.


  • Снабжайте урок графикой. Иногда сложное объяснение проще заменить фразой «на этой схеме изображено…»
❌ Показатели в январе составляли 12.23, в феврале — 13.15, в марте — 11.03, в апреле — 15.18, в мае…

✅ На этой схеме видно, как менялись показатели за год. Обратите внимание на рост в августе и октябре.
Графика и визуальные материалы

  • Если в видео предусмотрена графика, вставьте референсы прямо в текст или соберите презентацию.


  • На этапе сценария можно не подбирать окончательные схемы и иллюстрации. Достаточно референсов, по которым дизайнер и иллюстратор создадут уникальную графику для вашего урока.

  • Если изображение должно появиться в видео без изменений (например, фотография), приложите ссылку на оригинал в высоком качестве — это заметно упростит работу на пост-продакшене.


  • Если вы представляете, какая графика должна сопровождать текст, но у вас нет готового файла, опишите её словами прямо в тексте сценария. Точно так же можно отмечать текст, который нужно вывести на экран, или действия спикера (например: жест, демонстрация).
Made on
Tilda